Закон об электронной цифровой подписи

8 апреля 2011 года вступил в силу новый закон об электронной подписи, который дает россиянам право и возможность завести себе электронную подпись и ставить личную визу на документах по Интернету. Новое «удостоверение личности» — это компьютерный файл, содержащий зашифрованную информацию, которым можно заверить любую электронную документацию. «Нова виза» будет ходить, как в коммерческих структурах, так и в министерствах и ведомствах, куда граждане обращаются за госуслугами по Интернету, в муниципалитетах , т.е. использоваться повсеместно: от регистрации сделок с недвижимостью до обращений в ЖЭК. Подписания официальных документов новый закон пока не коснется, т.к. здесь надо сначала поменять регламенты и многое другое.

В рамках госуслуг внедряться электронная подпись будет постепенно. По сообщению минкомсвязи, в Москве — с мая этого года, и с июля — еще в 80 регионах. Федеральная нотариальная палата (ФНП) сообщает о том, что созданный в нотариате удостоверяющий центр, планирует до конца 2011 года выдать электронные ключи практически всем нотариусам. Уже сформировано пространство электронного доверия с Федеральной налоговой службой и бюро кредитных историй Центробанка. Подобные каналы устанавливаются с Росреестром и Федеральной миграционной службой. Скоро станет возможным и оформление квартиры через нотариуса в режиме «онлайн». И в порядке эксперимента, с апреля пять московских нотариусов получили возможность с помощью электронно-цифровой подписи отправлять официальные заявления для регистрации компаний.

В минкомсвязи поясняют как техническую, так и финансовую стороны нового проекта. Первое, электронные подписи делятся на три вида: простая, неквалифицированная и квалифицированная (наиболее защищенная). Каждая из них используется в зависимости от ситуации. Простая подпись понадобится для авторизации на госпортале, а квалифицированная — для оформления доверенности на управление автомобилем. С финансовой точки зрения, стоимость создания подписи и ее годового обслуживания обойдется гражданам не дороже тысячи рублей. Цена будет определяться стоимостью электронного носителя, например, пластиковой карты. Для организаций цифровая подпись будет стоить дороже, так как тарифы могут варьироваться в зависимости от получаемых услуг, носителя, сферы применения и защиты подписи.

А вот секретные коды для персональных «визиток», т.е. ключи, известные исключительно их владельцам, будут выдаваться бесплатно. Безопасность проекта обеспечит, прописанная в законе, целая «страховочная» система, разработанная для того, чтобы цифровую «визитку» нельзя было взломать. Также в нем четко прописана ответственность тех, кто выдает подписи: удостоверяющих центров, получивших аккредитацию от уполномоченного органа, и тех, кто ею пользуется, т.е. отказаться от авторства какого-либо обращения будет нельзя.

Безусловно, цифровая подпись позволит развивать электронное правительство: увеличить количество и сложность госуслуг уже на существующем едином портале. Но для того, чтобы новый закон дал максимальный эффект, считают в центре ИТ-исследований и экспертизы, в России, должен заработать единый домен цифрового доверия — всероссийское пространство признания законно выданных сертификатов цифровой подписи, которого у нас так пока и нет. Препятствием может стать низкая доступность и временами не слишком высокое качество программного обеспечения.

11.04.2011 — news