Развитие рынка розничного кредитования

Сравнительно недавно на российском рынке потребительского кредитования появилась новая услуга: оформление заема без посещения офиса банка. Схема проста: клиент заполняет на сайте кредитной организации электронную заявку. Как только банковский работник получит ее и обработает, он отправит на электронный адрес заявителя письмо с предварительным решением о выдаче кредита и бланком заявления, которое клиент должен распечатать и заполнить. Затем ему следует по почте выслать в банк необходимые для получения кредита документы: заявление и заверенную им собственноручно копию паспорта. После обработки в банке сведений о потенциальном заемщике деньги перечисляются на его личный счет.

Однако, несмотря на то, что механизм дистанционного кредитования кажется предельно простым, широкого распространения в России этот сервис пока не получил. В немногих банках, которые уже сейчас предлагают подобные услуги своим клиентам, существует целый ряд серьезных ограничений. Во первых, претендовать на такой кредит могут только уже проверенные клиенты, во-вторых, максимальная его сумма в разных банках колеблется от 50 до 300 тысяч рублей.

Первое ограничение согласуется с предписанием Центрального банка РФ и требованием законодательства о том, что кредитная организация не имеет права давать деньги человеку «с улицы», не идентифицировав его личность. Поэтому услугой могут воспользоваться только те лица, которые раньше уже сотрудничали с банком. Ситуация выглядит двояко, ведь основная задача такого сервиса — как раз привлечение новых клиентов. Еще не ясно, сможет ли введение аналога электронно-цифровой подписи для физических лиц существенно изменить ситуацию. Поэтому большинство банков пока ограничились введением локальных онлайн-сервисов и телефонной заявки на получение займа.

Константин Богатырев, заместитель председателя правления одного из уральских банков, считает, что дистанционное кредитование в современном виде могло бы быть интересным в первую очередь жителям небольших городов и поселков. В этом случае и банкам удастся сэкономить на открытии новых подразделений. Правда, придется серьезно вложиться в совершенствование информационных технологий, однако это будет намного дешевле, чем развитие полноценной сети офисов.

— Перспективы дистанционного обслуживания клиентов, в том числе выдача кредитов через Интернет, привлекательны для большинства банков, работающих на розничном рынке, — говорит Владислав Гужелев, директор департамента противодействия мошенничеству банка, специализирующегося на потребительском кредитовании. — Однако широкое распространение услуги зависит от развития нормативно-правовой базы и технологической основы для такой деятельности.

28.04.2011 — admin